Всем нам привычной «шведской» спичке сегодня исполняется 158 лет. 20 апреля 1855 года в Швеции началось их промышленное производство. В честь знаменательной даты представляем вам подборку памятников спичкам из разных стран, которые стоит увидеть в путешествии.
До 1855 года спички представляли собой довольно опасную не только для детей, но для взрослых игрушку: они легко загорались при трении о любую твердую поверхность, в том числе часто от трения друг об друга в коробке. В Англии тогда был популярен анекдот, где целая спичка спрашивает у обгоревшей: «Ну что, почесала затылок?». К тому же эти спички содержали очень вредный для здоровья белый фосфор. Но в 1844 году австрийский химик Антон фон Шроттер открыл неядовитый аморфный или, как его еще называют, красный, фосфор. А спустя 11 лет его шведский коллега Йохан Лундстрем заменил этим веществом белый фосфор в спичечной головке, нанес его также на стенки коробка и начал промышленное производство безопасных, неядовитых и не самовозгорающихся, спичек. В том же году изобретение Лундстрема было удостоено награды Всемирной Парижской выставки. Мы часто не обращаем внимания на такую мелочь, как спичка, но ведь порой от этой мелочи может зависеть жизнь… Задуматься над этим тянет, глядя на памятники, установленные спичкам в разных уголках мира.
1. Один из последних памятников в виде огромной спички был установлен в сентябре 2009 года на улице Артема в Киеве. Называется металлическая скульптура высотой 3 метра и весом 160 килограммов «Ожившая спичка». Она являет собой обгоревшую спичку, из которой прорастают живые зеленые листочки. Этой работой скульптор хотел привлечь внимание людей к защите зеленых насаждений в городе и заставить задуматься о вреде курения.
2. В австралийском Сиднее есть композиция сразу из двух гигантских спичек - одной целой, а другой - почти полностью сгоревшей. Установлена она возле здания арт-галереи. Создал скульптуру знаменитый австралийский художник и график, один из ярких представителей абстрактного экспрессионизма Бретт Уайтли. Эти спички удивительно органично вписываются в окружение сиднейских небоскребов и перекликаются с силуэтом телебашни.
3. Памятник спичкам есть и в Израиле, в старинном городе Акко, неподалеку от Хайфы. В конце XIX - начале XX веков здесь работала спичечная фабрика, что, наверное, и вдохновило скульптора. К слову, помимо памятника спичкам в Акко есть еще много на что посмотреть. Здесь живет меньше 50 тысяч человек, но город этот имеет богатейшую 4-тысячелетнюю историю, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и по количеству исторических памятников легко может сравниться с Иерусалимом.
4. В датском городе Оденс есть памятник спичке и иголке. На этот раз скульптор вдохновлялся сюжетом сказки родившегося в Оденсе Ганса Христиана Андерсена «Штопальная игла». Здесь, надо сказать, вообще очень много памятников, связанных со сказками Андерсена, так что посетить этот городок почитатели знаменитого датского писателя просто обязаны.
5. Скульптура, изображающая спичку, есть и в городе Рованиеми в Финляндии. Это также далеко не единственная достопримечательность небольшого северного городка с населением около 60 тысяч человек, удивительным образом при этом являющегося самым большим по площади городом Европы (за счет включения в городскую черту отдаленных деревень Рованиеми занимает более 8 тысяч квадратных километров). Это, по сути, «культурная столица» Лапландии. Здесь, в культурном центре «Арктикум» находятся музеи и проходят выставки, посвященные этой полярной провинции. Здесь же, неподалеку, расположена деревня-мастерская скандинавского Санта-Клауса – Йоулупукки.
6. Сразу три спички, и все три обгоревшие, представляет собой памятник в Словакии, в городе с труднопроизносимым на русском языке названием Тврдошин. На гранях спичек на латыни написаны слова студенческого гимна — Гаудеамуса. По-видимому, монумент установлен в память о погибших студентах. Посетить Тврдошин, впервые упомянутый в исторических документах в 1111 году, стоит также ради нескольких великолепных костелов и живописных горных видов Оравской Магуры.
7. Классик поп-арта, художник-атимонументалист Клас Ольденбург создал композицию из гигантских спичек в 1992 году, к открытию XXV летних Олимпийских Игр в Барселоне. Прогуливаясь по улицам каталонской столицы, редкий турист не улыбнется иронии скульптора, изобразившего момент, когда из всего коробка зажигается только одна спичка, а остальные просто ломаются.
Посмотрено VeniVidi.ru
Journal information