На этой неделе вышло пару новостей. Между собой они вообще никак не связаны, но так или иначе они касаются рынка недвижимости, и выражаясь рыночными терминами, они обе медвежьи, для рынка жилья…
Первая новость касается демографии. Выдали свежую статистику, и оказывается нас, россиян стало меньше. Наши ряды поредели приблизительно на 50 тыс. человек. Может цифра и небольшая, но все равно неприятно.
После этого сообщения прошла новость про недвижимость, и я невольно подумал, а кто все это будет покупать, если людей становится меньше?
Но самая главная новость, которая может повлиять на стоимость квадратного метра, это то, что те россияне, которые еще остались в живых, стали меньше брать ипотеку!
По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», выдача новых ипотечных за первые три квартала этого года уменьшилась на 350 тыс. ссуд. Всего же таких кредитов было выдано 889,4 тыс. штук.
Ипотека это последний ресурс, за счет которого в настощее время и поддерживается спрос на недвижимость. Даже был создан федеральный проект «Ипотека», который входит в состав национального проекта «Жилье и городская среда». Цель сего мероприятия довести выдачу ипотечных кредитов на первичном рынке жилья до 1,13 млн. штук.
Ну, что мы видим, россияне стали меньше брать ипотеку, и это при том, что уже в этом году ставку по кредитам снижали несколько раз. Снижение, конечно же, было чисто символическим, но тем не менее.
Если платежеспособный спрос за счет личных накоплений на рынке недвижимости уже давно сократился, то теперь мы видим, как уходят и ипотечные вливания. И что должно быть сценами на квадратный метр при таких условиях?
Но демография еще не отыграла весь свой потенциал. У нас очень много пожилых людей, и, увы, рано или поздно они также покинут эту грешную землю. А это значит, на рынке жилья увеличится предложение.
Недавно один знакомый, почитав на Авито объявления о продаже квартир, воскликнул, как у нас подешевело жилье. Поэтому смело можно сказать, что процесс уже пошел. И это еще не было девальвации, и это еще дорогая нефть, и кризис не вошел в свою острую фазу…
Journal information