Равновесие островных экосистем легко нарушить случайным или намеренным внесением инвазивных видов. Результаты варьируются от слегка удивительных явлений до полноценных экологических катастроф. Эти 7 необычных островов, переполненных животными, предоставляют нам обширные знания об экологической устойчивости, а также ценный урок о том, как следует заботить о нашем хрупком доме – планете Земля.
Кошки – Тасиро, Япония
На маленьком тихоокеанском острове Тасиро у северо-восточного побережья Японии живет лишь около 100 людей. Их численно превосходят полудикие вездесущие кошки, которые и принесли острову известность и разговорное название Кошачий остров.
Однако остров не является родным домом кошачьих, они изначально были занесены столетия тому назад для контроля популяций мышей, которые угрожали некогда процветающей промышленности по разведению шелковичных червей. Коты получили признание и уважение со стороны рыбаков, заметивших их сверхъестественную способность к предсказыванию штормов.
Инфраструктура Тасиро была практически уничтожена вследствие разрушительного землетрясения на востоке Японии в 2011 году. Остров пострадал, в основном, от последовавших за катастрофой цунами, затопивших низинные территории. Однако кошки доказали, что их прославленные способности к предсказанию погоды – не пустые слухи, и до удара цунами они разместились на возвышенностях острова.
Куры – Кауаи, Гавайи
Впервые куры попали на Гавайские острова с первой волной полинезйских колонистов более 2 тысяч лет назад. Их выращивали и откармливали, в основном, из-за мяса и яиц, а вот петухов выводили для боев. В современную эру куриц импортировали на остров предки американцев и европейцев.
И птицы, и островитяне жили в относительной гармонии до 1992 года, когда ураган Иники ударил по Гавайским островам. Шторм подступил к Кауаи на пике своей мощности и разбросал содержавшихся взаперти кур по всему острову.
На свободе птицы быстро одичали, а дикие популяции резко увеличили численность. Вылавливать их для пропитания не имеет смысла, так как помесь полинезийских и европейских видов в сочетании с отсутствием зерновых культур в рационе привела к безвкусному мясу с душком. Однако птицы, кажется, не причиняют какого-либо экологического вреда и лишь мешают людям, заполняя дороги, пляжи и площадки для гольфа.
Крысы – Монтекристо, Италия
Остров Монтекристо стал известен после 1844 года благодаря роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Он расположен в Тирренском море к востоку от Корсики и к западу от Тосканы, Италия. Неприступность острова позволила ему устоять во множестве попыток колонизировать его еще со времен Ледникового периода. Люди отступили, а вот черным крысам удалось отлично там прижиться.
Плотность популяции крыс оценочно составляет одну особь на 90 квадратных сантиметров, тогда как площадь всего острова лишь 6,5 квадратных километров. Таким образом, около 12 миллионов крыс называют остров своим домом, а местные формы жизни – своим обедом. В запоздалой попытке спасти вымирающие колонии островных морских птиц от прожорливых грызунов итальянское правительство планирует сбросить 26 тонн отравленных гранул, которые должны истребить крыс.
Пауки – Гуам, США
Прогулка по джунглям острова Гуам никогда не была приятным мероприятием, а в последнее время и вовсе превратилась в ужас. Обширные покрывала шелковистых паутин покрывают пространства между деревьями, а как известно каждому, где паутина – там и пауки… И их раз в сорок больше, чем можно ожидать!
Резкий рост популяции пауков на Гуам можно легко объяснить, тогда как устранение проблемы – гораздо более крепкий орешек. В 1940-х годах змеи под названием коричневая бойга поселились на этом тихоокеанском острове (возможно, прибыв грузовыми судами) и нашли настоящий рай с обильной добычей и минимумом хищников.
С годами резко упала численность местных популяций птиц, тогда как пауки, количество которых контролировалось ими, начали бурно развиваться. Удаление змей помогло бы восстановить экологическое равновесие на острове, но это создало бы дополнительные проблемы. Ну а пока что, если вы боитесь пауков и змей, держитесь подальше от Гуам!
Кролики – Окуносима, Япония
Еще один японский остров переполнен живыми существами. На этот раз это Окуносима – маленький остров во Внутреннем море, единственная достопримечательность которого – 230-метровая опора линии электропередач. Есть у Окуносимы и темная сторона – с конца 1920-х на острове располагалась наибольшая в стране фабрика по производству ядовитого газа.
По окончании Второй Мировой войны американские оккупационные силы вывели из строя производство и утилизировали весь хранившийся ядовитый газ. Остров превратили в парк, и в 1971 году на волю выпустили кроликов, а в образовательных целях и для информирования посетителей о некогда секретной программе в 1988 году был создан Музей ядовитого газа.
Слухи о миролюбивом и многочисленном населении острова распространились по всему миру, и сегодня Окуносима встречает множество туристов, желающих познакомиться с местными прелестями. Сами кролики, очевидно, не оказывают какого-либо негативного влияния на растительную и животную жизнь острова, и в отличие от других мест, куда были завезены кролики, окуносимские грызуны защищены от охотничьего промысла.
Мыши – Гоф, Великобритания
Остров Гоф находится в значительном удалении от суши. Эта точка твердой земли в южной части Атлантического океана размерами лишь 13 км на 7 км находится в 2700 км от южноафриканского мыса Доброй Надежды. При всей своей изолированности история острова знает множество посещений людей, начиная с 1505 года, и в ходе одного из таких визитов обычные домовые мыши убежали с причалившего корабля. Люди ушли, а грызуны остались.
Хищники для контроля численности мышей не нашлись, а птенцы морских птиц, пусть и обладая значительно большим весом, не имели возможности защищать себя. Грызуны острова Гоф, а со временем и их размеры вышли из-под контроля. Множество мышей, нападая на птенцов среди ночи, легко справляются с вымирающим видом, и в общей сложности их популяция раздулась до более 700 тысяч особей. Грызуны необычных размеров и численности!
Крабы – Остров Рождества, Австралия
Остров, названный в честь Рождества, ежегодно смотрится очень празднично с множеством красных пятен на фоне своего зеленого ландшафта, только обычно это случается в ноябре. И цветастости ему добавляют красные крабы, для которых остров является родным домом, а их численность составляет десятки миллионов особей. Сравните это с численностью населения людей лишь 1500 человек, и вы поймете значение выражения «кишмя кишит».
Дело не только в том, что красные крабы мигрируют в море из родных нор в тропическом лесу; их потомство предпринимает обратное путешествие, создавая сложности для пешеходов, водителей и поездов (пока железная дорога не была закрыта в 1987 году).
Что удивительно, в хрониках первых колонистов нет упоминания о крабах. Возможно, исчезновение двух аборигенных видов крыс в начале 20 столетия позволило резкий рост популяции крабов на Острове Рождества. Как обычно, природа находит выход: инвазивные желтые сумасшедшие муравьи из Африки связаны с резким уменьшением численности крабов, наблюдаемым в последние годы.
Источник: Webecoist
Journal information