Впрочем, несмотря на общий пессимизм СМИ, в некоторых и, что еще более радует, технологических отраслях промышленности мы все-таки пока действительно уверенно идем к импортозамещению, причем продукция, производимая этими отраслями, действительно соответствует мировому уровню. Возьмем автомобилестроения. Нет, не нужно шуток про «Ладу», оставим бедную продукцию Волжского автопрома в покое, и взглянем на новые и практически уникальные разработки «Группы ГАЗ», которые на недавней выставке Comtrans’2015 завоевали сразу три из пяти призов в номинации «Лучший коммерческий автомобиль года в России- 2015». А ведь 15 лет назад о наградах никто не думал, думали лишь о том, как сохранить предприятие. Кризис продолжался, пока предприятие под свое крыло не взял «Сибирский алюминий» (сейчас группа компаний «Базовый Элемент» Олега Дерипаски). Взял и прослезился, так сказать: склады забиты машинами (11 тыс. экземпляров + 2 тысячи – некомплект), за деньги продавалось всего 12% продукции, остальное – по вексельным схемам и бартерным сделкам. Как результат – высокие цены и минимальный спрос.
Модернизация?
Не, не слышали!
Только уныние, запустение и полнейшая безнадега.
Фактически Дерипаске пришлось заново переформатировать весь производственный процесс, побывать на японских заводах, вникать во все детали и тонкости. Одновременно с этим – бороться с ужасающим воровством на заводе, заставлять сотрудников говорить о проблемах, внедрять систему бережливого производства, созданную по тойотовской схеме.
Начали разрабатывать и создавать собственный двигатель, что потребовало полного перераспределения усилий и около 10 млрд. рублей. В итоге мотор нового поколения ЯМЗ-530, помимо соответствия стандартам «Евро-4» и«Евро-5», универсален и может применяться в самой разнообразной автомобильной, сельскохозяйственной и специальной технике.
Уже через год удалось добиться того, что с первого предъявления сдавали 80% кабин, а не 5%, как раньше, а из 245 дефектов полностью исключили 206.
Сегодня учиться ездят уже на ГАЗ. Систему внедрили как на других предприятиях группы Дерипаски («Русал» и т.д.), так и в Сбербанке, Росатоме, на КАМАЗе и т.д.
Сегодня «Группа ГАЗ» - это огромное объединение, выпускающее грузовики, автобусы, дорожно-строительную технику и комплектующие. В ее модернизацию было вложено 60 млрд. рублей, но компании при этом удалось занять примерно 50% всего рынка коммерческих автомобилей и 2/3 рынка автобусов.
Видели последнюю линейку NEXT? В нее входит цельнометаллический фургон ГАЗель NEXT», автобус «Вектор NEXT», «Урал NEXT» с двухрядной кабиной, седельный тягач «ГАЗон NEXT» и другая техника. Во-первых, модельный ряд действительно поражает, а, во-вторых, автомобили при этом реально получились хорошими. В 2014 году ГАЗ получил Единое европейское одобрение типа транспортного средства, которое позволяет продавать автомобили «ГАЗель NEXT» во всех странах ЕС. В октябре того же года стартовало производство «ГАЗели NEXT» стандарта «Евро-5» в Турции. Осенью 2015 года начались продажи «ГАЗелей» в Сербии. В ближайшей перспективе - дальнейшее расширение экспорта.
Есть ли у них проблемы? Да более чем уверен, что полно. Вопрос в том, что они активно решаются, а тому, как это делают на ГАЗе, не мешало бы поучиться и другим российским компаниям.
Еще на эту тему читаем по этой ссылке.
Journal information