Вот, казалось бы, давно заезженная тема, а остроты не теряет: как же все-таки интересно работают у нас некоторые общественные организации! Методика тут следующая - берем какую-нибудь по-настоящему важную проблему (в данном случае - природоохранное законодательство и нефтяной рынок), превращаем ее в политико-экономическое оружие - и вперед кошмарить оппонентов.
Кстати, респектабельные международные защитники белочек и касаток тут входят в трогательное согласие рейдерами на местах, благо дырок в законодательстве - хоть отбавляй. Технология: наезжаем на ту или иную отрасль - нефтегазовую, например - вчиняем иски производителям, -
пиаримся - получаем профит (гранты и взятки).
По порядку. Контекст ситуации на нефтяном рынке чуть более, чем удручающий. Скажем, цена барреля Brent упала до минимума, уступающего даже 2009 году. Норвегия, например, собирается открывать запасные фонды, а Саудиты - реструктурируют бюджет. А вот у нас зато… есть мощные стоперы для развития отрасли. Основных из них два – понижение рентабельности и тотальная коррупция с «экологическим» привкусом.
Дело даже не в том, что технология добычи почти не менялась с семидесятых годов. Вот депутаты из ХМАО на днях подали в Госдуму законопроект, в пояснении к которому пишут: «По мере истощения действующих месторождений, ухудшения структуры их запасов и увеличения затрат на добычу нефти действующая система налогообложения перестала обеспечивать необходимую рентабельность разработки действующих месторождений. Это приведет к тому, что около 30-40 процентов поставленных на государственный баланс извлекаемых запасов нефти, то есть запасов, которые технологически можно извлечь, не будут вовлечены в разработку по причине полной убыточности их разработки». В общем, бьют тревогу по отрасли в целом и по ХМАО-Югра в частности.
Так вот, на фоне таких алармистских настроений газовики и нефтянники рассказывают непосредственно и о предмете нашего сегодняшнего обзора -недобросовестных экологах-коррупционерах. В той же ХМАО называют местный Росприроднадзор, действующий в трогательном содружестве с частной эко-компанией «Эконадзор».
Как сегодня в России можно успешно затормозить нефтегазовую отрасль – на примере той же ХМАО? Поскольку нефть там добывается со времен царя-гороха, в лесах есть куча делянок с отходами. Представитель "частных" экологов находит такую золотую жилу и сигнализирует своему знакомому - эко-чиновнику. Вчиняется многомиллионный иск - в нашем суде вы можете его оспаривать годами. Вуаля! За последние пять лет в такие случаи были вовлечены такие гиганты как «Юганскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», ТНК «Нягань», «Славнефть-Мегионнефтегаз» и др. Компании терпят судебные издержки и зачастую физически не могут доказать, что отходы это старые, а они – не при чем.
Но на этом наш "Эконадзор" вместе с Росприроднадзором не останавливаются. Они воюют и с утилизаторами нефтеотходов. В общем, достается всем. Задолбанные компании уже перестают стесняться и делают публичные заявления: некоторое время назад гендиректор ООО «Промышленная безопасность» Сергей Волобуев прямо и открытым текстом обвинил тот же «Эконадзор» в рейдерстве.
Кто такой этот "Эконадзор" и почему он считает себя защитником природы ХМАО-Югра? Его глава Евгений Слюсарь самым заурядным образом начинал карьеру менеджером в сургутской торговой фирме. Затем он каким-то образом умудрился очно отучиться в московском ВУЗе (при этом работая в Сургуте). Как так получилось - история умалчивает, но потом он поступает на службу в природоохранную прокуратуру помощником прокурора. В общем, уволили его потом оттуда и неофициально заявили: "Слюсарь, мол, вконец обнаглел, потерял чувство меры, много возомнил о себе, и т.д." Но не тут-то было! Потом мы видим его в управлении Ростехнадзора по ХМАО-Югре, Управление по технологическому, экологическому и атомному надзору. Затем из местной прессы можно составить целый хоровод - калейдоскоп фирм, связанных с его именем.Расставлял наш Слюсарь там своих людей... В общем - большой забавник.
Еще раз: "Эконадзор" - лучший друг Росприроднадзора. Вот что он пишет о себе: "Миссия организации состоит в том, чтобы изменить безразличное отношение как хозяйствующих субъектов, так и граждан Югры к вопросам охраны окружающей среды". На сайте http://www.econadzor.com/ сидящие на непонятных денежных потоках экологи радостно и регулярно отчитываются о причинении проблем нефте- и газодобывающим компаниям. Только о инансировании самой этой организации - ни слова. Такое ощущение, что внушительная некоммерческая организация существует в вакууме и на добровольной основе.
А что не так с Росприроднадзором по ХМАО? Летом 2014 г. эти друзья Слюсаря оказались в центре громкого коррупционного скандала. Как следует из представления, подписанного прокурором ХМАО Александром Кондратьевым, нарушения антикоррупционного законодательства были серьезны и многочисленны. Начиная от самых безобидных — отсутствие необходимых подписей во внутренних документах, заканчивая вопиющими — получение «левых» денег и оббирование отдельных предпринимателей. http://ura.ru/articles/1036262721
Короче говоря, тогда Росприроднадзор попросту вымогал взятки у бизнесменов, работающих в нефтегазовом секторе, в частности, по утилизациям отходов. То же "Ура.ру" пишет: "Роман Мишенин был назначен на пост главы Росприроднадзора Югры в 2013 году. До этого времени он занимал аналогичную должность в Сахалинской области. До назначения Мишенина надзорное ведомство засветилось в нескольких скандалах. В их числе — катастрофы с гибелью людей и уголовные дела, тянущиеся до сих пор".
Причем вы-таки будете смеяться, но, похоже, от персоналий в руководстве экологов ХМАО ничего не зависит. Так, в 2012 г. спецслужбы разоблачили грандиозный коррупционный сговор в руководстве регионального управления Росприроднадзора в ХМАО. Тогда задержали 28-летнюю секретаршу Яну Копылову, работавшую в отделе государственной экологической экспертизы и нормирования регионального управления Росприроднадзора. Девушка получила взятку в 1 млн.руб. (купюры были меченные). За этот миллион "эколог" Копылова обещала посодействовать в прекращении проверок работы одной из отраслевых фирм…
О каком эффективном развитии отрасли можно говорить, когда буквально каждый твой шаг просвечивается внешними и внутренними эко-"доброжелателями" - непонятно. Кстати, эксперты считают, что из-за всех контрольно-надзорных органов (и, конечно, на фоне активности «Эконадзора») каждый нефтерубль, закачанный в эко-бизнес региона, автоматически обременяется 20%. Нормально?
Кстати, все эти сомнительные "надзоры", судя по всему, переняли технологию у наших западных «партнеров». Вот Нефтеюганск, например. http://www.newsru.com/finance/ Да, там была авария, уже ликвидированная. А "GreenpeaceРоссии" заявляет о нефтяном пятне площадью 150 гектаров, до сих пор остающемся на земле. Кто-то еще всерьез считает международных экологов далекими от политики и финансовых интересов? Ну а наши «эколухи», получается – на подхвате.
С Гринписом и иными международниками, я полагаю, все понятно. А вот когда у России дойдут руки до "отечественного производителя" проблем в нефтегазовой отрасли - да в том же ХМАО - это более интересный вопрос. Нефть едва ли не катастрофически падает в цене, а развитие отрасли душат какие-то местные Росприроднадзоры, Эконадзоры... коррупционадзоры. Неужели нельзя положить этому конец?
Journal information