?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не единым автоматом Калашникова и водкой Stolichnaya славился Советский Союз! Экспортировались и куда более мирные вещи.

Внедорожник «Нива»



Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.

Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом. «Нива» экспортировалась в более чем 100 стран на всех континентах — от Исландии до Австралии и от Чили до Японии. В результате 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были в СССР огромным дефицитом.

Как и у многих советских товаров на экспорт, качество «Нивы», продававшейся за границу, было выше, автомобиль был комфортнее. По комфортабельности советскую экспортную «Ниву» сравнивали с люксовыми западными внедорожниками Range Rover и Mercedes-Benz Geländewagen. В западных странах желающим приобрести легендарную «Ниву» приходилось записываться в очередь (и, что самое удивительное, записывались!).


Часы



С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы особым дизайном не блистали, но были качественно собраны, надежны и относительно дешевы.

О многом говорит тот факт, что, готовясь к операции «Буря в пустыне», американцы выбрали для своих войск советские часы «Командирские» барнаульского завода «Восток», закупив их в количестве 50 тысяч. Во время испытаний оказалось, что «Командирские» переносят экстремальные условия пустыни лучше швейцарских и японских часов.


Грузовик «КамАЗ»



В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» был выбран американский грузовик International.

Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».


Фотоаппарат «Зенит»



Советский Союз пытался экспортировать фотоаппараты еще в 20—30-е годы прошлого века, но дальше эпизодических поставок дело не пошло. Лишь с 1948 года экспорт фотоаппаратов становится для СССР постоянной статьей дохода: советская фотопродукция экспортировалась в более чем 70 стран мира. Тут очень помогло вывезенное из Германии в счет репараций оборудование легендарных фирм Zeiss и Leika — в СССР появилась возможность делать более качественную фототехнику. Естественно, что техника, предназначенная на экспорт, собиралась и проверялась более качественно, чем продававшаяся в СССР.

Наиболее массово на экспорт шли фотоаппараты «Зенит», причем не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. С 1960 по 1970 год поставки за рубеж увеличились в восемь раз. Около четверти фотоаппаратов отправлялось на экспорт. А одну из лучших в мире панорамных камер — «Горизонт», производившуюся на том же заводе, что и «Зенит», в СССР купить было крайне сложно, поскольку на экспорт шла подавляющая часть фотоаппаратов.

С увеличением количества экспортируемых «Зенитов» снизилось качество сборки, а модельный ряд постепенно безнадежно отстал от передовых иностранных образцов. В итоге экспорт «Зенитов» к концу советского периода постепенно сошел на нет.


Легковой автомобиль «Москвич»



Из всего семейства советских «Москвичей» особенно полюбился и запомнился на Западе «Москвич-408», съезжавший с конвейера в 1964—1975 годах. Более 65% выпускаемых машин уходило на экспорт. В Скандинавии автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (была даже специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии – как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырехфарный).

Чтобы удовлетворить растущий спрос, в братской социалистической Болгарии был построен завод для рождения «Москвичей». Правда, звали болгарского двойника «Москвича» именем «Рила» (от названия гор в юго-западной Болгарии).

Кроме того, «Москвичи» собирались из советских комплектующих в капиталистических Бельгии и Швеции. Кроме того, в Бельгии была создана совместная советско-бельгийская компания Scaldia-Volga — для реализации, обслуживания и сборки советских легковых автомобилей в странах Бенилюкса.


Фотоаппарат «Ломо»



Редкий случай, когда советский бренд на Западе полюбили не за качество, а, наоборот, за отсутствие оного. Дело в том, что любовь иностранцев к советскому фотоаппарату «ЛОМО компакт-автомат», вылившаяся в целый жанр — ломографию, — появилась после того, как два австрийских студента купили в России эти советские «мыльницы».

Вскоре студенты заметили, что оптика мыльниц любопытно искажает изображение: производители по сложившейся традиции не считали нужным так сильно заботиться о качестве продукции, как это делали в отношении экспортной техники.

В итоге такая халатность отечественных производителей сыграла положительную роль. Ломография вскоре охватила множество стран, и тысячи ломографов отныне ищут красоту в заведомо некачественных пленочных кадрах, снятых с необычных ракурсов. Кстати, образцом для конструирования камеры «ЛОМО компакт-автомат» явился японский фотоаппарат Cosina CX-2.
via


Posts from This Journal by “история” Tag

promo alexkolos may 20, 14:00 141
Buy for 10 tokens
Что делать с российскими городами и как их обустроить, чтобы и самим жить было приятно, и заморским гостям не стыдно было показать, именно эту проблему на днях обсуждали на форуме «Среда для жизни. Квартира и город». И мне повезло побывать на этом грандиозном мероприятии. Отдельный…

Comments

( 65 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
solma2010
May. 1st, 2016 07:07 am (UTC)
Занятно вссе это.Только авто там за сущие копейки продавались,в отличии от нашей страны.
tinaword
May. 1st, 2016 07:11 am (UTC)
читала вчера пост о том, что бывший соотечественник приехал в Россию авто покупать ибо у нас они дешевле.
(no subject) - alexkolos - May. 1st, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - solma2010 - May. 1st, 2016 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - kwakin_misha - May. 1st, 2016 09:54 am (UTC) - Expand
shaltay_boltay
May. 1st, 2016 07:08 am (UTC)
все круто
alexkolos
May. 1st, 2016 07:48 am (UTC)
было когда то)
juliya_lambert
May. 1st, 2016 07:10 am (UTC)
Были времена,и мне кажется товары были не чуть не хуже западных
alexkolos
May. 1st, 2016 07:48 am (UTC)
Кое что было очень классное
tinaword
May. 1st, 2016 07:10 am (UTC)
значит могли!
alexkolos
May. 1st, 2016 07:49 am (UTC)
Все у нас было....
(no subject) - nota_x - May. 1st, 2016 06:49 pm (UTC) - Expand
olga_simonova
May. 1st, 2016 07:12 am (UTC)
и у нас был фотоаппарат Зенит
alexkolos
May. 1st, 2016 07:49 am (UTC)
а сейчас это раритет...
(no subject) - olya_rusakova - May. 1st, 2016 07:13 am (UTC) - Expand
alexkolos
May. 1st, 2016 07:49 am (UTC)
с Праздником!)
blogbaster
May. 1st, 2016 07:17 am (UTC)
Да, были времена..)
alexkolos
May. 1st, 2016 07:49 am (UTC)
А теперь моменты...
sen_semilia
May. 1st, 2016 07:29 am (UTC)
Помню!
alexkolos
May. 1st, 2016 07:49 am (UTC)
Классно)
kladez_zolota
May. 1st, 2016 07:39 am (UTC)
зенит у меня есть.
alexkolos
May. 1st, 2016 07:50 am (UTC)
Рабочий?)
(no subject) - podpolkovnikvvs - May. 1st, 2016 08:12 am (UTC) - Expand
ilyavaliev
May. 1st, 2016 07:41 am (UTC)
Могли когда - то....
alexkolos
May. 1st, 2016 07:50 am (UTC)
И сейчас можем, если захотим)
(no subject) - seregalab - May. 1st, 2016 08:28 am (UTC) - Expand
chivokunya_on
May. 1st, 2016 07:59 am (UTC)
Это было исключение, которое только подтверждало правило.
alexkolos
May. 1st, 2016 08:01 am (UTC)
слишком много исключений....
(no subject) - chivokunya_on - May. 1st, 2016 08:03 am (UTC) - Expand
podpolkovnikvvs
May. 1st, 2016 08:12 am (UTC)
" американцы выбрали для своих войск советские часы «Командирские»" - сильно на байку похоже.
alexkolos
May. 1st, 2016 08:13 am (UTC)
Кстати одно время наши кеды очень сильно модными в Штатах были!
(no subject) - podpolkovnikvvs - May. 1st, 2016 08:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexkolos - May. 1st, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - podpolkovnikvvs - May. 1st, 2016 08:46 am (UTC) - Expand
taransv
May. 1st, 2016 08:26 am (UTC)
ЛОМО и сейчас производится.
3000top
May. 1st, 2016 08:43 am (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
olga_fink
May. 1st, 2016 08:58 am (UTC)
Есть чем гордится:)
alexkolos
May. 1st, 2016 09:13 am (UTC)
а то
blaster2009
May. 1st, 2016 09:01 am (UTC)
Круто получилось с Ломо, я даже не слышал про ломографов:-)
alexkolos
May. 1st, 2016 09:13 am (UTC)
я помню писали, что наши фотоаппараты очень популярны за границей)
zhzhitel
May. 1st, 2016 09:40 am (UTC)
Нивы до сих пор бегают по дорогам Греции, Кипра и Турции, видел лично.
kiki_morok
May. 1st, 2016 09:44 am (UTC)
Советские бренды лучшие в мире.
denis_balin
May. 1st, 2016 10:22 am (UTC)
в СССР кое-что умели делать.
ki_bella
May. 1st, 2016 10:39 am (UTC)
что то сомневаюсь я в любви к ниве
gmichailov
May. 1st, 2016 12:15 pm (UTC)
а ракеты где
berbajs
May. 1st, 2016 01:00 pm (UTC)
Интересные факты...
think_head
May. 1st, 2016 01:32 pm (UTC)
а про фотик Ломо даже и не слышал..
alexkolos
May. 1st, 2016 02:22 pm (UTC)
Я слышал, но не мог купить)
belka_unit
May. 1st, 2016 02:12 pm (UTC)
"Как и у многих советских товаров на экспорт, качество «Нивы», продававшейся за границу, было выше, автомобиль был комфортнее." И так было с любым экспортным товаром. А для своих делали как попало, знали, что всё равно купят, выбора-то нет.
kobeleff
May. 1st, 2016 02:17 pm (UTC)
а как же АК?))
alexkolos
May. 1st, 2016 02:18 pm (UTC)
АК вне конкуренции)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 65 comments — Leave a comment )