?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чему учит мировой опыт переезда чиновников в специально построенные для них столицы: затраты, неразрешимые проблемы и чудеса архитектуры

Проектирование новых столиц и специальных мини-городов для выноса туда органов госуправления — достаточно почтенная область градостроительства, ведущая отсчет с XVI века (как пример, перенос столицы Испании из Толедо в Мадрид или столицы Польши из Кракова в Варшаву). Характерными примерами также являются Санкт-Петербург, Вашингтон или Бразилиа, специально возведенные в качестве будущей столицы. Проект по переводу органов управления в «новую Москву», ради чего год назад была практически вдвое увеличена территория российской столицы (за счет подмосковных земель на юге и юго-западе), по некоторым оценкам, может обойтись в немалую сумму — около 10 трлн рублей. Насколько необходим подобный чиновничий переезд и каким будут его последствия — это по-прежнему предмет дискуссий. Но если опираться на мировой опыт, то можно понять, что подобные переносы — дело достаточно долгое, весьма дорогостоящее и требующее основательного прогнозирования и планирования.

Канберра, Австралия



Население — 367 700 тыс. чел. (2012)

Перенос: 1913–1927 гг., завершение работ по начальному проекту — 1958-1982 гг.

Затраты: около $1,2 млрд (1958–1982)

На фото: здание парламента в Канберре

Город, спроектированный и построенный как столица независимой Австралии. В 1908-м выделен участок земли, в 1912-м объявлен конкурс проектов с очень небольшим призом, который в 1913 году выиграли американцы Уолтер и Мэрион Гриффины. Концептуально проект Гриффинов — «город-сад» с тремя городскими центрами на холмах, связанными магистралями; между ними — зеленые пространства, в которых располагаются жилые зоны. Северная доминанта треугольника — культурные учреждения и Общественный сад, западная — правительственный центр, восточная — деловой квартал. Канберра до переезда правительства в 1927-м строится более или менее по плану Гриффина, но затем из-за Великой депрессии и Второй Мировой войны преобладает хаотическая «точечная застройка». К исходному плану вернулись только в 1954 году, с последующим внесением нескольких корректив. Во-первых, благодаря актуальной тогда концепции «Город для автомобилей» сеть автомагистралей была расширена, во-вторых, добавилась южная доминанта города, благодаря чему город на плане стал похож на латинскую букву Y (так называемый Y-план Ромалдо Горголы). К 1980-м годам столицу Австралии отстроили почти точно по проекту Гриффинов. В 2001-2006 годах разработан новый мастер-план развития Канберры, которая столкнулась с хронической нехваткой жилья и жилой инфраструктуры. Для решения этой проблемы предполагается ликвидировать часть старых автотрасс, а очистившееся пространство передать для жилого строительства и разбивку рекреационных зон, особенно вокруг озера Бурлей.

Нью-Дели, Индия



Население: Дели-Сити – 134 000 чел., Нью-Дели — 11,6 млн. чел., Большой Дели — 21,7 млн. чел. (2011)

Перенос: 1911-1931 гг.

Затраты: на реализацию плана «Дели-2021» (этап 2004-2006 гг.) — порядка $310 млн

На фото: вид на здание парламента в Нью-Дели

В 1911 году король Георг V объявил о переносе столицы Британской Индии из Калькутты в Дели. Выделенный в старом городе под правительственные учреждения микрорайон — Новый Дели —– перепроектировали Эдвин Лютьенс и Герберт Бейкер. Главной идеей было совмещение новых зданий с постройками древнего Дели с добавлением городу продольной оси с севера на юг. В 1947 году Нью-Дели стал столицей независимой Индии, в которой была развернута программа жилищного строительства: город должен был принять полмиллиона новых жителей. В 1968-м Большой Дели, в который Нью-Дели входит как особая территория, образовал классический мегаполис — с классическими же проблемами трущоб на окраинах, автомобильных пробок и общего износа инфраструктуры. Искоренение этих проблем, а также масштабный проект реконструкции и реставрации как памятников архитектуры, так и сравнительно крепкого, но обветшавшего жилья («джентрификации») было заложено в генплан 1970 года. С 1980-го и вплоть до принятия в 2004 году мастер-плана «Дели-2021» главным направлением становится приведение в порядок землепользования, в частности строительство удаленных микрорайонов Большого Дели с последующей расчисткой территорий под «зеленый пояс» вокруг ядра мегаполиса и развитием транспортной и сервисной инфраструктур. Однако аналитики предполагают, что одна из важнейших проблем, которую необходимо срочно решить в Нью-Дели, — транспортная  (слишком много автомобилей и слишком мало дорог, особенно в Сити) — в ближайшей перспективе так и не будет решена.

Оттава, Канада



Населении:  City  883 200 чел, NCR  1,45 млн (2011)

Основан: 1849 г.

Затраты: на реализацию нового генплана (2000-2010 гг.) — не менее $1,1 млрд

На фото: панорама Сенатского холма

До небольшого городка между Квебеком и Онтарио, получившего название Оттава, куда по решению королевы Виктории в 1849 году перенесли столицу Канады, эту роль выполняли последовательно Кингстон и Монреаль. Первый Генплан новой столицы был создан в 1903 году Фредериком Тоддом — с индустриальной зоной на берегу Ридо, системой взаимосвязанных парков и железнодорожных путей. Настоящий же Генплан Оттавы создан Жак-Анри Гребэ в 1938-1950 годах. В ранней версии включал создание правительственного квартала вокруг Сенатского холма, массовый снос деревянных зданий и замену их капитальными многоэтажными (от 5 до 30 этажей), создание вокруг города «зеленого пояса». В окончательной версии план предполагал вынос железнодорожной сети из города в предместья, постройку сети мостов и бульваров, вынос части правительственных и муниципальных учреждений в предместья (при их расширении с расчетом до полумиллиона жителей и окружении Большой Оттавы «зеленым поясом»), консервацию дикого леса на берегу Гатино-хиллс. На осуществление этого плана за 20 лет затрачено $243 млн. В 1990-2001 годах появился современный генплан, который предусматривает еще большую децентрализацию предместий за счет развития федеральных транзитных транспортных коридоров.

Бразилиа, Бразилия



Население: Brasilia — 2,6 млн чел., мегаполис — 3,8 млн чел. (2011)

Перенос: 1956-1960 гг.

Затраты: $600 млн

На фото: здание Национального конгресса

Задуман как новая столица Бразилии в 1956-м, планировка в целом разработана Лючио Костой (правительственный центр — Оскаром Нимейером), построен за три года. В основе планировки города — две несколько изогнутые и почти перпендикулярные автомагистрали, соединенные автобусными станциями. С севера на юг проложена «жилая» ось города, перпендикулярно ей — «монументальная», на которой располагаются министерства, а по концам — Площадь трех властей и администрация федерального округа. Жилое пространство организовано «суперблоками» 300 на 300 м, на которых строились жилые дома. Вдоль берега водохранилища возникли зоны вилл, а магистрали-оси через лепестковые трассы сходились к правительственному центру.

Как выяснилось уже через десять лет, деньги были вложены в красивый, но весьма противоречивый генплан. Между скоростными магистралями и жилыми секторами возникло пустое пространство, выезд из районов оказался затруднен, секторальный принцип планирования сильно затруднял возможности разнообразить архитектуру. В результате в районах подъездных путей к городу сформировались шесть пригородов с разнообразным, дешевым и часто ветхим жильем и высоким уровнем преступности. Коррекция предыдущих планов, которую к 1987 году также выполнил Коста, предусматривает реконструкцию жилищной инфраструктуры западных пригородов, развития полноценной их транспортной связи с другими районами города. В дальней перспективе — развитие малоразвитой пешеходной инфраструктуры, которая сейчас доставляет немало проблем жителям бразильской столицы.

Вашингтон, США



Население: Washington — 603 400 чел., NCR — 5,4 млн (2011)

Затраты: на реализацию новой градостроительной программы (2012-2017 гг.)  $5,3 млрд

На фото: вид на Сенат, Монумент Вашингтона и комплекс правительственных зданий

Вашингтон построен в 1791 году как столица США по проекту Пьера Ланфана и Эндрю Эликотта. Идея застройки — квадратно-гнездовой принцип с тремя большими диагоналями, на концах которых находятся монументы и площади (в случае Пенсильвания-авеню — Белый дом и Капитолий), была вполне понятной в то время: так проектировались регулярные дворцовые парки в Париже. В 1910 году в Вашингтоне официально зафиксирована «небесная линия»: здания не должны быть выше купола Конгресса. В 1926 году на Пенсильвания-авеню между Капитолием и Белым домом возник  так называемый «Федеральный треугольник» правительственных учреждений (фонд строительства — $50 млн). Однако основные градостроительные события произошли в конце 1960-х и в 1990-х. Так, в 1968-м принята в эксплуатацию полная 103-мильная система метро, вынесено из города большинство железнодорожных путей. Несмотря на бурное развитие хайвеев, в Вашингтоне они не строились (только в 1964-м запущена кольцевая дорога, а в 2003-м — фрагмент межфедеральной трассы Interstate). При этом в зеленой зоне Рок-Крик началось бурное, но аккуратное строительство жилья. В 1997 году принята новая градостроительная программа, направленная прежде всего на оптимизацию и усиление общественного транспорта, создание велосипедных зон, перенос на периферию города транзитных автомагистралей, снос устаревших автомагистралей и мостов. Примерно пятая часть выделенной суммы предназначена для реализации в Вашингтоне специальной программы округа Колумбия «Живи там, где ты работаешь», столько же — на развитие недостаточного на сегодняшний день «зеленого пояса» города.

Абуджа, Нигерия



Население: около 3 млн человек (FCT, 2008)

Перенос: 1976-1991 гг.

Затраты: $4,8 млрд

На фото: вид на центр Абуджи

Строго говоря, столица Нигерии была перенесена в полностью перестроенный по проекту Кензо Танге уже существовавший городок. Заложена в 1976-м, строилась с 1980-го, с 1991 года (завершение первых трех этапов) — действующая столица Нигерии. Всего запланировано 9 этапов строительства, до 2020 года. Первые три стоили примерно $4,8 млрд (с учетом фактора «коррупционного пылесоса»: появился даже эвфемизм «подряды Абуджи»). План города сильно напоминает «лоскутное одеяло»; в центре — правительственный район с деловым центром и культурными учреждениями. Окружен он — на некотором расстоянии — шестью мини-городами (населением от 150 000 до 250 000), а также сетью автономных микрорайонов, и все это связано двумя независимыми системами дорог и транзитными магистралями. К 2018 году должны построить еще девять мини-городов, а к 2021-му — еще три. Строительство ведется одновременно с упорядочиванием землепользования и ликвидацией стихийно возникающих на окраинах трущобных поселков. При этом едва ли не самая тяжелая проблема нигерийской столицы (впрочем, как и всей страны) — катастрофическая ситуация со здравоохранением и высокие уровни инфекционных и паразитарных болезней — решается крайне медленно и непоследовательно.

Берлин, Германия



Население: Berlin — 3,5 млн чел., Metropolregion — 6 млн чел. (2012)

Перенос: 1990-1999 гг.

Затраты: около €100 млрд (1992–2002 гг.)

На фото: вид на правительственный квартал

После окончания Второй мировой войны Берлин, как и вся Германия, был разделен победителями: часть контролировал СССР, три других сначала были под контролем США, Англии и Франции, затем стали «особой зоной ООН». В 1949 году из оккупационных зон под покровительством «большой тройки» была образована ФРГ с «временной» столицей в Бонне — формально Западная Германия продолжала считать своей столицей восточногерманский Берлин. После падения в 1989 году Берлинской стены появился Генплан Берлина, который предусматривал реконструкцию облика единой столицы Германии и ликвидацию последствий как мегаломании шпееровского строительства 1930-х, так и возведения столицы ГДР по калькам генплана Москвы 1935 года и последующего «социалистического строительства». Важным моментом была реконструкция Рейхстага по проекту Нормана Фостера (1992). В сентябре 1999 года в Берлин переехали бундестаг, президент, канцлер и частично правительство (в Бонне остались 6 из 15 федеральных министерств). Судебная власть также вынесена за пределы столицы, что прямо символизирует ее независимость: Верховный и Конституционный суды заседают в Карлсруэ. При этом доходы берлинцев ниже, чем в других землях, а «джентрификация» выдавливает и жителей, и малые культурные институции из привычных мест, облагороженных и продающихся или арендуемых уже по рыночным ценам. Развитие города финансируется в основном из средств федерального фонда взаимопомощи (из €7 млрд на развитие Берлина в 2011 году половина предоставлена Баварией), что вызывает раздражение в землях и призывы финансировать столицу из федерального бюджета.

Путраджая, Малайзия



Население: Путраджая — 85 600 чел., Метрополис Куала-Лумпур — 7,2 млн чел. (2010)

Перенос: 1999-2005, продолжается

Затраты: $8,1 млрд

На фото: резиденция премьер-министра Малайзии в Путраджае

Новый административный центр Малайзии — расположенный в 25 км к югу от центра Куала-Лумпура город-спутник, входящий в агломерацию столицы Малайзии. Проектировался в 1996-98 как составная часть «Мультимедийного суперкоридора»: в его состав, кроме Путраджайи, входят находящийся западнее Сайберджайя (Cyberjaya, «Силиконовая долина», IT-кластер) и находящийся южнее международный аэропорт в Сепанге. В 1999 году состоялось официальное открытие и начался перевод госучреждений, который продолжается по сей день. В 2001 году Путраджайя получила статус федеральной территории. Концепция Путраджайя двойная: во-первых, это «город-сад» — новый административный район располагается по берегам и на островах озера Путра; во-вторых, это «умный город» — в проекте заложена максимальная информатизация и информационная открытость городского управления и инфраструктуры. Состоит из так называемого «центрального ядра» (преимущественно на острове) и периферийных микрорайонов по берегам. Остров разбит на пять основных кластеров:  правительственный, коммерческий, полифункциональный, спортивно-рекреационный, а также общегородской культурный и общественный центр. 15 периферийных микрорайонов в «зеленой зоне» — преимущественно жилые. Впрочем, город производит впечатление роскошного, но пустующего, в котором практически отсутствует публичная  инфраструктура (постоянное население города — чиновники и обслуживающий правительственные учреждения персонал). Кроме того, архитектура преимущественно в исламском стиле вызывает раздражение в метрополисе с большой долей немусульманского — китайского и тамильского —населения.

Астана, Казахстан



Население: 743 000 чел. (2012)

Перенос: 1997-2001

Затраты: $14 млрд (1997-2007 гг.)

На фото: строительство нового правительственного квартала в Астане

В 1997 году североказахстанский город Акмола, известный ранее как Целиноград, объявлен новой столицей Казахстана. В том же году вокруг города создана Акмолинская особая экономическая зона и объявлен международный конкурс проектов концепции Генплана столицы, который выиграл японский градостроитель Кисё Курокава. Был предложен комплексный проект, названный Курокавой «симбиотический город», по которому создавался город по обеим берегам реки Есиль, центральной осью которого становился лесопарк. На эту ось как бы нанизан треугольник центра города, по углам которого располагаются «бизнес-сити», «правительственный городок» а также комплекс президентской администрации и Верховный суд. В 1998 году город сменил имя на Астану, а в 2001-м мастер-план Курокавы подвергся коррекции в связи с тем, что население города росло примерно в пять раз быстрее запланированного. В результате в Астане появилась своя кольцевая магистраль, связавшая шесть районов на примыкании внутренних магистралей. Последняя коррекция генплана (2011 года) предусматривает выделение в пригородах Астаны зоны «особого градостроительного регулирования», чтобы прекратить разрастание примыкающих поселков (в очередях на жилье в Астане и Алматы стоит треть нуждающегося в жилье населения республики) и сохранить «зеленый пояс». Также планируется создать систему пересадок с автобусов на легкорельсовый транспорт и развивать инфраструктуру велосипедного движения, преимущественно в центральной части города. И это создает существенную проблему: в пригородах Астаны тем временем выросли девять городов-спутников, но их интеграции в Большую Астану должного внимания не уделяется.

источник

promo centercigr ноябрь 10, 10:40 3
Buy for 40 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
solncevorotnic
Dec. 14th, 2012 01:37 pm (UTC)
Еще одно виртуальное путешествие!
alexkolos
Dec. 14th, 2012 01:51 pm (UTC)
Я надеюсь что понравилось?+))
solncevorotnic
Dec. 14th, 2012 01:55 pm (UTC)
Конечно понравилось.
У американцев, что не говори, Вашингтон крутой.
alexkolos
Dec. 14th, 2012 02:05 pm (UTC)
В этой сфере Американцы молодцы!+)
wal_king_alone
Dec. 14th, 2012 01:45 pm (UTC)
У нас все сделают через... будьте уверены.
alexkolos
Dec. 14th, 2012 01:50 pm (UTC)
Не хотелось бы....+))
chelsma_lib
Dec. 14th, 2012 01:52 pm (UTC)
Ага. Нью-Москва и Старые Васюки.
А впрочем, пусть выносят органы управления туда. Кому-нибудь будет тааааак удобно жахнуть по ним ракетой-другой! И мирное население не так пострадает...
alexkolos
Dec. 14th, 2012 01:54 pm (UTC)
Вопрос почему до сих пор этого не сделали? Говорят про это уже давно!+)))
chelsma_lib
Dec. 14th, 2012 01:57 pm (UTC)
денег не хватит: с народа столько не содрать уже, а из собственных карманов жалко.
alexkolos
Dec. 14th, 2012 02:02 pm (UTC)
Зачем строить, если просто можно своровать!+))
chelsma_lib
Dec. 14th, 2012 02:05 pm (UTC)
У народа уже нечего, друг у друга - чревато. Разве что парочку олигархов раскулачить, так ведь слиняют в Англию - и ищи-свищи...

Edited at 2012-12-14 02:05 pm (UTC)
alexkolos
Dec. 14th, 2012 02:10 pm (UTC)
Не надо забывать про доходы от нефти и газа, а они текут в конкретные карманы!
morseanen
Dec. 14th, 2012 01:57 pm (UTC)
Лебедев писал, что все такие искусственные города оставляет очень гнетущее впечатление.

В списке еще Анкары не хватает.
alexkolos
Dec. 14th, 2012 02:04 pm (UTC)
Но польза на лицо! Делается искусственный отток людского потока от жилого комплекса....+))
komodo74
Dec. 14th, 2012 04:28 pm (UTC)
красивые города
alexkolos
Dec. 14th, 2012 04:58 pm (UTC)
И по умному всё сделали!+)
crea87
Dec. 14th, 2012 07:22 pm (UTC)
Очень интересная статья, спасибо!
alexkolos
Dec. 15th, 2012 04:53 am (UTC)
era_elto
Dec. 14th, 2012 08:01 pm (UTC)
интересно :)
alexkolos
Dec. 15th, 2012 04:53 am (UTC)
anastgal
Dec. 14th, 2012 10:29 pm (UTC)
Интересная экскурсия получилась! Спасибо!
alexkolos
Dec. 15th, 2012 04:52 am (UTC)
Sergey Sonin
Dec. 15th, 2012 12:58 pm (UTC)
Должна быть цель
Если создать новую столицу только для того, чтобы переместить чиновников и обособиться от народа - это одно.
Если для развития инфраструктуры и вкладывания денег = это другое.
На самом деле и то, и другое - это двигатели экономики, но должна быть и дальнейшая цель. Россия такая огромная страна, что таких столиц потребуется в каждом округе и губернии. Только Губернии не сегодняшнего дня, а другого типа, связанных не по территории, а по территориально=производственному признаку. Всё это решаемо, и деньги не потребуется в том смысле, в котором мы привыкли их понимать.
Всё можно сделать, толь сначала надо убрать сумасшедших из власти.
Во имя чего всё это делать, когда стран живёт без цели и будущего (идеологии нет, а миропонимание находится на уровне - дай украсть.
alexkolos
Dec. 15th, 2012 01:58 pm (UTC)
Re: Должна быть цель
Наша страна лежит в разрухе... Вот Вам и цель, чтобы построить новую страну!
nataly_lenskaya
Dec. 15th, 2012 01:08 pm (UTC)
Интересная экскурсия получилась.:)
alexkolos
Dec. 15th, 2012 01:56 pm (UTC)
Рад стараться!+))
( 26 comments — Leave a comment )